Гарни
Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен в середине I века. Это единственный, сохранившийся во всем регионе памятник позднеантичного (римского) периода. Стены возведены методом сухой кладки. Камни скреплялись скобами по вертикали и горизонтали, места соединения заливали свинцом. Вероятно, именно точная подгонка и большой размер камней сделали возможной последующую реконструкцию. Композиционно храм представляет собой классический греческий периптер. То, что вы видите, было восстановлено в 1968-76 гг. по проекту архитектора Александра Сагиняна.
Композицию храма можно истолковать как отражение устройства Космоса - 9 очень крутых (30 см.) ступеней ведут на высокую платформу (рай), а 24 (6x4) колонны характеризуют эфир или небесный свод. Сакральная цифра 6 означала совершенство.
Видны утраты, восполненные реставраторами.
Схема 1. Здесь к числу геометрических фигур принадлежат два равносторонних треугольника с вписанными в него еще тремя треугольниками. Состоящая из трех треугольников каждая группа в сумме имеет 9 сторон.
Схема 2. Здесь представлен круг, в который вписано шесть кругов. Нижние круги
изображены в той части, где прежде был установлен идол и размещалось место для
священного огня. В некоторых пропорциях повторялись цифры 8 и 5. Цифра 8 являлась
символом воскрешения и новой жизни. Цифра 5 в некоторых культурах предвещала
несчастье, а в ряде случаев являлась также и символом созидания. Примечательно,
что внутри святилища длина горизонтальных линий всегда равна пяти, а вертикальных-восьми.
Дворцовые сооружения (по материалам пояснительной таблички)
В нескольких метрах от храма, западнее него, на краю плато возвышались дворцовые
сооружения. Благодаря раскопкам сегодня открыты руины царских палат, длиной
более 40 и шириной около 15 метров. В южной части открытого участка находится
большой (в пропорции 1:2) арочный зал, а в другой половине были обнаружены многочисленные,
различные по размеру и назначению, комнаты. От зала сохранились фрагменты восточной
и северной стены: высотой соответственно в 2,5-3,0 м и 1,0-2,0 м. Судя по всему,
это было двухэтажное здание. На оштукатуренной стене одной из комнат дворцового
комплекса сохранились следы темно-розовой краски, свидетельствующие о богато
украшенных росписью стенах дворцовых комнат и царского зала.
Часть руин дворца находится под фундаментом четырехапсидной, центрально-купольной армянской церкви Сурб Сион (Святой Сион), имеющей круглую планировку, и датируемой VII в., что свидетельствует о том, что уже к этому времени дворцовый комплекс крепости Гарни был полностью разрушен.
Храм стоит на горе, высоко над окружающими долинами и плоскогорьями. В мире такой изумительной красоты несложно поверить в любого бога.