Таманян

на главную >>

«Бывший захолустный городишко царской империи должен стать столицей Советской Армении»

Александр Оганесович Таманян (1878-1936)

см. также Сарьян о Таманяне,
Три непохожих портрета,
а также

Внизу: портрет работы Мартироса Сарьяна (1933)

Александр Оганесович Таманян - не просто архитектор. Это явление. Впервые я узнал о нем в связи с замечательным мостиком на кратовском озере. Будучи главной архитектурной достопримечательностью, он изображен на гербе этого поселения. Когда-то в 10-е годы XX века Таманян проектировал город-сад в подмосковном Прозоровском (кто бы переименовал Кратово обратно). Потом началась Первая мировая, потом, сами знаете... От всех планов остались лишь мечта про город-сад (многие и сейчас думают, что Маяковский это первый придумал), да изумительной красоты мостик на рукотворном озере. Интересно, знает ли кто из современных кратовских поселенцев про Таманяна? Впрочем, комиссара Ивана Антоновича Крата (1895-1923) вспоминают не чаще.

Не построив город-сад в России (но построив ряд других выдающихся зданий московского региона) академик Таманян в 1923 г. переезжает в Ереван (строго говоря, первый генеральный план Еревана был задуман еще в 1919 году как небольшой тридцатитысячный город-сад на севере Армении, тогда еще не советской). Едва ли найдется много городов, преображенных замыслом одного творца. В Москве творили многие великие, сразу вспоминаются Щусев и Шехтель, и список может быть продолжен. Знатоки покажут вам их творения, но все это - фрагменты в разнообразной, зачастую хаотичной застройке. Ереван и Таманян нашли друг друга, встретившись в момент редкой возможности. Это как парад планет: полупоселок, созревший, чтобы стать полноценным городом, гениальный архитектор, познавший лучшие европейские образцы и проникшийся национальной традицией, наконец, эпоха великих свершений, когда самые невероятные проекты становились возможны (хотя средств все равно катастрофически не хватало, Сарьян вспоминает, что для спасения от окончательного разрушения храма Ерерук Таманян внес собственные сбережения).

Взгляд из космоса не оставляет сомнений в разумности творца. В отличие от стихийной радиально-кольцевой структуры, центр города представляет собой продуманную конструкцию из кольцевых бульваров (зеленые легкие) и параллельно-перпендикулярных лучей-проспектов. Проект “Народного дома” (ныне Театр оперы - белая крыша под буквой X в верхней части плана) в 1937 году, через год после кончины Мастера (несмотря на год, умер сам, фактически сгорев на работе), будет удостоен Большой золотой медали и премии Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Отсюда на юг, к площади Республики, планировался вертикальный луч Северного проспекта. Таманян не успел завершить этот величественный проект, построенный уже в 70-е гг. XX века, он упирается теперь в здание Национальной галереи и Исторического музея.

 

Вверху справа, где буква А - "голова плана", памятник Хачатуру Абовяну, сделавшему для литературного армянского языка примерно то же, что Таманян для Еревана. Его именем назван осевой проспект, спускающийся на Юго-Запад к центральной городской площади с правительственными зданиями и танцующими фонтанами. В обычный объектив она не влезает, на фото примерно четверть.

Слева здание МИД, справа - Национальная галерея и Музей истории.

Своей округлостью Площадь Республики может напомнить Дворцовую площадь Санкт-Петербурга, но превосходящие размеры и южный колорит зданий меняют ощущения кардинально. Вместо давящей имперской красоты тут простор, вместо монументального холода - тепло Востока.

На примере зданий, охватывающих площадь, хорошо демонстрировать законы симметрии. Они повторяют друг друга, но одинаковыми кажутся только на первый взгляд. Если слева так (здание МИД):

То справа вот так (Дом правительства):

Слева такие колонны и орнаменты:

А справа - другие:

Слева такая башенка, а справа - чуть другая:

И дело не в том, что здание Дома правительства (справа) строил сам Таманян, а остальное - другие архитекторы (хотя и его круга). Симметрия в зодчестве совсем не подразумевает примитивную зеркальность. Кстати, незнание этого правила позволяет экскурсоводам дурачить доверчивых гостей Москвы, объясняя "несимметричность" одноименной гостиницы тем, что Сталин завизировал сразу два проекта.

Вот оно во всей красе, здание Дома правительства Армении. Таманян специально ездил по разным регионам страны, подбирая камень нужного оттенка.

В 1934 году в возрасте 18 лет умирает любимя дочь мастера, Варвара. Его здоровье подорвано непрерывной работой, без отпусков и выходных. От предложений улучшить жилищные условия, отдохнуть он постояно отказывается, стремясь успеть завершить главное. Как многим великим, ему не суждено увидеть полной реализации своих замыслов. Работу закончат его сын, друзья и ученики.

 

Егише Чаренц

ПАМЯТИ АРХИТЕКТОРА АЛЕКСАНДРА ТАМАНЯНА

Последний миг — он вспыхнул, как лампада...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Когда сознанье погружалось в тьму,
Вдруг легкая сквозная колоннада
Отчетливо представилась ему.
Увидел он в предсмертное мгновенье,
Короткое, но равное векам,
И мраморные теплые ступени,
И башни, что стремятся к облакам,
Проспектов улетающие стрелы,
Газонов шелковистую траву,
Туф — розовей мерцающего тела,
Небесную базальта синеву.
Отчетливо — до умопомраченья —
Представилось ему в последний раз
Фонтанов серебристое свеченье,
Великолепье скверов и террас...
К виденью синему из камня и металла
Рукой он потянулся, но она
Отяжелела и на грудь упала,
И смерти
         наступила
                   тишина.
1936

перевод А. Тарковского

на главную >>